Как обеспечить безопасность ребёнка? В наше время это становится всё более сложной задачей. События последних лет показали, экстремальная ситуация может возникнуть и на школьном уроке.
Жизненно важным становится научить детей правильно мыслить, выработать у них полезные навыки, которые помогут защитить себя в любых обстоятельствах.
Три года назад Центр поддержки социальных инициатив «Отцы и дети» создал «Школу безопасности». В этом году проект получил поддержку Фонда Президентских Грантов и вошёл в тройку лучших на региональном этапе национальной премии «Гражданская инициатива».
О создании школы, её работе, достижениях и планах мы беседуем с руководителем Центра, автором проекта — Денисом Фаритовичем Гатаулиным.
— Почему было решено создать «Школу безопасности»?
— Катализатором нашего внимания к этой теме стали трагичные события в пермской школе № 127 зимой 2018 года. Тогда в результате ножевого нападения двух подростков пострадали учитель и дети. Всем было страшно, никто не знал, что делать, просто какой-то информационный вакуум образовался. Я — бывший сотрудник правоохранительных органов провёл серию мастер-классов с детьми в спортивном клубе Айкидо «Династия». Мы учились правильно вести себя против человека нападающего с ножом. Ребята бегали по определённому алгоритму, тренировались защищаться рюкзаками. О наших занятиях узнали родители из других школ, попросили заниматься с их детьми. Я рассказал об этом Светлане Анатольевне Денисовой, Уполномоченному по правам ребёнка в Пермском крае. Она предложила проводить наши занятия в рамках проекта, сказала, что готова нас поддержать. Как раз в это время Министерство образования Пермского края проводило конкурс «Прикамский витамин». Мы сформулировали основные правила безопасности, разработали систему мероприятий, придумали проект, и выиграли этот конкурс.
— Что представляет собой «Школа безопасности» сегодня?
— Это регулярные занятия с детьми и учителями, мастер-классы для инструкторов, просветительские мероприятия для родителей, обучающие сессии.
Традиционно мы проводим занятия в начале учебного года, во время месячника безопасности. В этом году грант Президентского фонда позволил нам освоить новый формат работы. Мы провели «Школу безопасности: летние каникулы», предназначенную для учеников младших классов. Её главным нововведением стал выпуск иллюстрированной брошюры с правилами поведениями в городе и на природе. Эта попытка говорить с детьми на их языке оказалась очень удачной. Ребята с удовольствием читали правила, написанные в лёгкой стихотворной форме, рассматривали иллюстрации, просили книжку для своих младших братишек и сестрёнок. Мы решили удвоить первоначальный тираж, и уже за свой счёт выпустили ещё 5 тысяч экземпляров. Брошюры развозили по школам, предоставили их в сеть детских городских библиотек.
— Как обычно дети ведут себя на занятиях? Ведь безопасность довольно скучная для них тема.
— Согласен. Но если правильно выстроить разговор, они начинают тебя слышать. Мы общаемся с детьми в активной форме: предлагаем им самим обнаружить опасные ситуации, применить правила в конкретной обстановке. Что такое безопасность? Это постоянное ощущение контраста, что опасно, что не опасно. Это осознание формируется у ребёнка со временем, поэтому очень важно, чтобы такие занятия были систематическими.
Я провожу уроки в классе своего сына третий год подряд. Если на второй год я видел, что ребята правила забыли, то сейчас они их уже называют.
Очень важно быть интересным детям, бесполезно читать им инструкции. Необходимо выпускать видео ролики, книжки, комиксы, может быть, создавать контент в ТикТоке. Ведь если модным среди детей станет челлендж «Я хожу по перилам», то они будут ходить, но если создать челлендж по определению опасных мест, то спасение жизней станет нормой. Мы можем повлиять на это.
— Вы довольны результатами работы летней Школы?
— Конечно, нам бы хотелось охватить больше ребят. На этот раз в проекте удалось задействовать 11 школ, около 3 тысяч детей, но ведь школьников у нас десятки тысяч. Пока нам не хватает сил и ресурсов. Чаще всего вопрос упирается в финансирование. Была бы у нас возможность отпечатать брошюры на всех школьников Пермского края, мы бы их отпечатали, и в каждую школу отправили. Для нас очень важно активное взаимодействие с органами власти и общественности, их помощь и поддержка. Мы провели круглые столы с представителями Фонда президентских грантов, департамента образования города, МВД, МЧС, КДН районов.
Доволен я в первую очередь материалом, который мы выпустили. Он понравился ребятам и получил высокую оценку специалистов.
— Что у Школы в ближайших планах?
— Наша цель сделать её круглогодичной. Осенью мы проведём занятия в формате «Школа безопасности: первые шаги». Это для ребят, которые начинают самостоятельно ходить в школу, впервые сталкиваются с жизнью на улице, и опасностей там достаточно. Мы планируем провести мастер-классы для учителей ОБЖ и классных руководителей по районам. Зимой есть идея сделать новую школу. Рассмотрим зимние особенности: скользкая дорога, тюбинги, сосульки. В итоге у нас получится большой годовой проект. Хотелось бы больше внимания уделять учащимся средней и старшей школы, там и вопросы серьезные: наркомания, суициды, вооруженные нападения и прочее. А ведь есть ещё детские сады, с которыми мы пока не работаем.
— Название вашего центра «Отцы и дети» подразумевает работу с родителями. Что вы можете им посоветовать?
— Уделять ребёнку внимание. В большинстве случаев дети получают травмы и погибают по халатности взрослых. К сожалению, часто я вижу такую картину: родители отдали ребёнка в школу, и забыли. Но ведь это их зона ответственности: не раз и не два обговорить потенциально опасные ситуации, проиграть по ролям: «что нужно делать, если…». По возможности, купить ребёнку «умные часы», установить специальные программы на смартфон.
Начать можно с того, чтобы научить ребёнка применять на практике четыре правила безопасности нашей Школы. Будет здорово, если родители выступят с инициативой самостоятельно провести «уроки безопасности» в классах своих детей. Мы с удовольствием поделимся с ними необходимой информацией и материалами. Для нас это будет ещё одно подтверждение того, что мы делаем правильное и нужное дело.
Центр поддержки социальных инициатив «Отцы и дети»
Пермь, ул. Советская, д.37 / ул. Газеты Звезда, д.12, офис 406
+7-912-981-45-30
papa-perm@yandex.ru
Правила «Школы безопасности»
Правило № 1
«Не попадать в опасную ситуацию»
Всегда стараться оценить ситуацию. Нельзя действовать на «авось», рисковать. Например, ребёнок ни в коем случае не должен соглашаться пойти с незнакомым человеком, даже если его зовёт женщина или сверстник.
Правило № 2
«Не действие, а сигнал»
Если есть угроза возникновения опасной ситуации об этом обязательно надо рассказать взрослым. Ребёнок не должен сам выяснять причину происшествия или стараться помочь. Важны не действия, а сигнал!
Правило № 3
«Не стесняться позвать на помощь»
Если возникла опасная ситуация необходимо постараться любым способом привлечь внимание взрослых: разбить окно, витрину, ударить по машине, чтобы сработала сигнализация. Если ребёнка кто-то схватил, потянул за собой, следует вырываться, бить ногами, кусаться. Кричать: «Отпустите меня! Спасите! Меня хотят похитить!».
Правило № 4
«Не бояться. Действовать!»
Что делать, если уже оказался в опасной ситуации? Случился пожар, гроза в лесу и т.п. Нужно действовать с умом, хладнокровно и активно. Объясните ребёнку, что такое «активная безопасность». Основной вывод: не нужно бояться и паниковать – из любой ситуации есть выход.